Каждую неделю казахстанские авиакомпании выполняют больше 600 прямых рейсов за пределы страны. Самолёты летают в 30 стран по 130 маршрутам, и это ещё не предел. В планах — расширить географию, открыть направления в Нью-Йорк и Токио.
В канун праздника Международного дня гражданской авиации. корреспондент «24KZ» получил уникальную возможность и увидел, как устроена работа пилотов, бортпроводников и диспетчеров.
О самом интересном он расскажет в своём материале. Для авиапассажиров полёт в самолёте — это время, когда можно расслабиться, поспать или почитать. А вот для членов экипажа это серьёзный многоэтапный процесс, от которого зависит безопасность всех, кто находится на борту. Подготовка к вылету начинается задолго до посадки людей на воздушное судно. Александр Фукс, командир воздушного судна 7196:- Будем осматривать самолёт. Второй пилот заправляет, я осматриваю. Приходим в кабину, проверяем документацию, что всё у нас на месте, всё лежит необходимое по чек-листам. Далее выполняются процедуры и также закрепляются чек-листом.
Этот самолёт только что прилетел из Шымкента в Астану и сейчас готовится возвращаться обратно. Пассажиропоток большой. Командир борта Александр Фукс говорит, что каждый месяц проводит в небе по 70 часов. В этой профессии он больше 8 лет. Александр Фукс, командир воздушного судна 7196:
- Пилоту нужны такие навыки: быстро принимать решения в любых ситуациях, стрессоустойчивость. Бывают моменты, когда… самолёт нельзя остановить и подумать. Самолёт всё время движется, поэтому нужно думать наперёд.
В составе экипажа и бортпроводники. Их задача — обеспечить не только комфорт, но и безопасность пассажиров. Чтобы стать стюардом или стюардессой, недостаточно иметь приятную внешность, нужен определённый багаж знаний и навыков, которые могут пригодиться как для общения с путешественниками, так и в случае оказания им первой помощи. Абзал Сагынтай, бортпроводник 7241:
- Во время службы только хорошие моменты запоминаю. Хорошие моменты, когда дети подходят, говорят, что хотят быть как мы, бортпроводниками. Рисуют тебя, фоткаются с тобой, это приятно.
А это люди, которые обычно остаются за кадром. О них редко пишут и снимают кино, тем не менее, их работа не менее важна. Авиадиспетчеры координируют движение самолётов, их взлёт и посадку. Один специалист может одновременно управлять 20-ю и даже сорока судами. Работают диспетчеры на вышке, откуда хороший обзор на аэродром. Бауыржан Есжанов, диспетчер-инструктор организации воздушного движения 7248:
- Бывают разные ситуации в воздухе. В случае метеорологических условий, у нас в Астане бывают сложные метеоусловия, и многие воздушные суда начинают отклоняться от маршрута, уходить на запасные аэродромы. Диспетчер обязан обеспечивать безопасный интервал и решение экипажа воздушного судна. Экипаж может доложить о неисправности воздушного судна, диспетчер обязан быть готовым.
В порядок приводят и инфраструктуру гражданской авиации. За годы независимости по всей стране отремонтировали 22 взлётно-посадочные полосы и 16 пассажирских терминалов. А ещё за счёт частных инвестиций новые пассажирские терминалы достраивают в Шымкенте, Кызылорде и Алматы. Дархан Катышев, заместитель председателя Комитета гражданской авиации РК:
- Мы в 2022 году, то есть система гражданской авиации Казахстана подверглась международному аудиту. И мы по результатам этого аудита из 100% взяли 82%. То есть мы на 82% соответствуем международным стандартам. Если у наших соседей у кого-то 70%, у кого-то 80%, у нас 82%. Этот показатель ровняется показателям ведущих стран Европы.
Относительно недавно путешествия по воздуху казались чем-то дорогим, роскошью, которую себе могут позволить только бизнесмены. Но постепенно самолёты так прочно вошли в нашу жизнь, что перелёты стали обыденным явлением. Сегодня авиаперевозки по количеству пассажиров уже вполне конкурируют с поездами и автобусами. И если в начале 2000-х годов в Казахстане была всего 1 авиакомпания, то сегодня их — 6. А воздушный флот насчитывает более 100 самолётов.
Свежие комментарии